Национальное объединение
технологических и ценовых аудиторов

Пресс центр


29 августа 2018

Правительство распределило приоритеты бюджетных расходов на 2018–2024 годы

“Ъ” удалось ознакомиться с итогами совещаний рабочей группы правительственной бюджетной комиссии, до 20 августа обсуждавшей с министерствами финансирование федеральным бюджетом 13 приоритетов расходов на 2018–2024 годы. Это 12 новых нацпроектов, одна инфраструктурная инвестпрограмма по направлениям, определенным майским указом Владимира Путина, а также расходы не включенных в них госпрограмм — то есть, по сути, большая часть бюджета. 

У рабочей группы не осталось несогласованных вопросов по финансированию нацпроектов: 8 трлн руб. допрасходов на 2019–2024 годы и лимиты на каждый из 13 проектов установлены, как и лимиты расходов в бюджете на эти годы.

Всего на 2019-й дополнительные бюджетные ассигнования предлагается утвердить в объеме 1,17 трлн руб. (790 млрд руб.— нацпроекты, 380 млрд руб.— вне нацпроектов), на 2020 год — 1,25 трлн руб. (нацпроекты — 957 млрд руб.), на 2021 год — 1,48 трлн руб. (нацпроекты — 1,21 трлн руб.). Проектировки на 2019 год сбалансированы, на 2020 год не хватает 154 млрд. руб., на 2021 год —334 млрд руб., и эти расходы отнесены к условным.

Итоги торга на 2019 год выглядят по состоянию на 20 августа примерно так. По семи нацпроектам (экологии, дорожному строительству, науке, цифровой экономике, малому предпринимательству, поддержке экспорта и инфраструктурной программе) все или большая часть предложений по допфинансированию пока отвергнуты рабочей группой как недоработанные — в сумме это около 440 млрд руб. Полностью исчерпали лимит финансирования после утверждения части дополнительных заявок шесть нацпроектов: демография, здравоохранение, образование, производительность труда, культура, жилье.

Заявки на инвестиционные расходы в рамках нацпроекта рабочая группа в августе отвергала с особой последовательностью: судя по всему, новой бюджетной идеологией будет в том числе принцип «государство — инвестор лишь в порядке исключения», и это хорошо соответствует еще одной идее бюджетной комиссии: государство поддерживает промышленность лишь в исключительных случаях.

Правительство готовится избавить машиностроение от антикризисной господдержки

https://www.kommersant.ru/doc/3725486

В правительстве заговорили о том, что кризис в российском машиностроении миновал, спрос восстановился, а потому отпала и необходимость в выделении дополнительных средств бюджета на его поддержку. Рабочая группа по бюджетным проектировкам на 2019–2021 годы предложила подумать об отказе от «антикризисной» помощи в автопроме, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, легкой промышленности, а также урезать субсидирование судостроения. Ряд секторов теоретически могут обойтись без господдержки, но во многих ее отсутствие рискует обернуться очередным серьезным спадом производства.

Это заявление не означает немедленного прекращения разнообразной господдержки машиностроения, но едва ли не впервые отмечает возможность принципиального изменения промышленной политики в РФ. С первой половины 2010-х годов и в особенности после введения санкций против РФ, когда платежеспособный спрос на продукцию машиностроения начал падать, государство перешло к искусственному стимулированию спроса в автопроме, сельхозмашиностроении, судостроении и других отраслях. В итоге ряд отраслей сейчас показывают рост производства, ряд программ поддержки (например, в автопроме) ограничивали и даже сворачивали. Но пока, даже обозначая намерение уйти от прямых субсидий, в целом от господдержки бюджет не отказывается. В частности, госпрограмму «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» сверх предусмотренных ранее 857 млрд руб. на 2019–2021 годы увеличат, хотя и всего на 1,3 млрд руб.

Источник “Ъ” на рынке отмечает, что о необходимости отказа от мер поддержки давно говорили Минэкономики и Минфин.

Но Минпромторг, по его словам, идею до сих не поддерживал, хотя и оговаривался, что программы субсидирования напрямую будут зависеть от динамики рынка и при продолжении роста поддержка сократится. Другой собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией, полагает, что отказ от прямой поддержки может компенсироваться тем, что Минпромторг проведет эти расходы через свой нацпроект. В ведомствах комментариев не предоставили.

В Европе начали обсуждать независимую от США систему платежей

https://www.rbc.ru/economics/28/08/2018/5b841c4c9a794779696b32f2?from=main

Политики Германии и Франции начали обсуждать создание в Европе независимой от США платежной системы, чтобы защитить европейский бизнес от экстерриториальных санкций Вашингтона, в первую очередь против Ирана, передает Bloomberg.

Впервые об этой инициативе рассказал министр иностранных дел Германии Хайко Маас в своей статье в газете Handelsblatt от 21 августа. Европа не должна позволять США действовать «без какого-либо согласования с нами и за наш счет», отмечалось в статье. «Нам необходимо укрепить европейскую автономию за счет создания независимых от США платежных каналов, учреждения европейского валютного фонда и поддержания независимой системы платежей SWIFT», — пишет министр.

«Вместе с Германией мы твердо решили создать европейскую или франко-германскую финансовую систему, которая бы защитила нас от косвенного воздействия экстерриториальных санкций США, — заявил 27 августа министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр на встрече с Ассоциацией экономических и финансовых журналистов. — Я хочу, чтобы Европа была суверенным континентом, а не вассалом, а для этого нужна абсолютно независимая финансовая система, которой сегодня нет».

По словам Ле Мэра, к проекту могут быть привлечены Центробанки двух стран, поскольку использование Европейского инвестиционного банка в качестве «независимого финансового канала» проблематично из-за его уязвимости перед США.

Президент США Дональд Трамп 6 августа подписал указ о восстановлении санкций против Ирана. Первый пакет мер вступил в силу 7 августа и предполагает ограничения на покупку иранским правительством банковских векселей США, торговлю иранским золотом, графитом, алюминием, сталью, углем, а также на иранский автомобильный сектор и суверенный долг исламской республики. Санкции в ноябре ударят по нефтяным операциям страны, портовым операторам, энергетике, судоходству и судостроению, а также по сделкам иностранных финансовых учреждений с иранским Центробанком.

В тот же день, 7 августа, вступила в силу директива Еврокомиссии, запрещающая резидентам европейских стран соблюдать санкции США.

Помимо отношений с Ираном финансовая автономия позволит Европе отвечать на вредящие европейском бизнесу нескоординированные и неоднозначные с точки зрения обоснованности ограничения против России, Китая, Турции и других важных торговых партнеров блока, заявил Маас.

Высшая школа экономики выяснила «норму» экономического статуса россиян: жизнь «от зарплаты до зарплаты» без наличия дополнительной недвижимости или сбережений

https://www.kommersant.ru/doc/3725484?from=four_economic

В Высшей школе экономики исследовали дифференциацию работающего населения РФ по экономическому статусу (совокупность денежного дохода, сбережений и недвижимости) — она заметно отличается от доходного расслоения из-за учета дополнительных факторов. На основании данных социологического мониторинга экономического положения и здоровья населения, который ВШЭ проводит с 1994 года, работающие граждане были разделены на четыре группы, каждой из которой был присвоен балл, соответствующий статусу. Первая группа (0 баллов) — 29,9% граждан со средним доходом 11 тыс. руб. в месяц (от 0 до 0,75 региональной медианы доходного распределения). Вторая (1 балл) — 51,9% граждан с доходом 24 тыс. руб. (от 0,76 до 2 медиан). Вхождение в третью и четвертую группы (2 балла — 15,3% работающего населения с доходом 33 тыс. руб., более 2 медиан, и 3–4 балла — 2,9% населения со средним доходом в 28 тыс. руб., также свыше 2 медиан) обеспечивалось наличием у этих граждан дополнительной недвижимости и сбережений, что повышает их экономический статус.

Анализ указанных групп позволил выяснить, что в современном российском обществе существует четкая «норма» экономического статуса, которой соответствует значение в 1 балл. «Эту норму можно охарактеризовать как "жизнь от зарплаты до зарплаты" без наличия дополнительных экономических ресурсов (дополнительной недвижимости или сбережений)»,— замечают в ВШЭ. Таким экономическим статусом обладают почти 52% занятых. Они, как и граждане с нулевым баллом, больше других боятся потерять работу и чаще сталкиваются с задержками зарплаты.

Примечательно и то, что если в развитых странах высока зависимость статуса от образования и профессии, то в РФ она «весьма условна». Так, в группах, получивших 2–3 балла, много работников со средним и средним специальным образованием, а в группах, получивших 0–1 баллов, в силу их массовости (около 82% всех занятых в РФ) большинство составляют люди с высшим образованием.

Андрей Колесников: как бизнес выбирает между двумя версиями госкапитализма (мнение)

https://www.rbc.ru/opinions/politics/27/08/2018/5b8285ab9a79471f2a851fef?from=center_6

Хотя в споре помощника президента Андрея Белоусова и второй стороны, представленной (так получилось) первым вице-премьером Антоном Силуановым, вроде бы возобладала позиция отказа от принуждения к «добровольным» выплатам, никто не отменил идею эпизодической «помощи» государству со стороны бизнеса. Наоборот, по сути, обе стороны выступили солидарно в пользу более активной помощи бизнеса государству, причем государство здесь выступает в роли, пользуясь термином Белоусова, «общественной повестки», которой надо «подставить плечо». Силуанов в огосударствлении самого поведения бизнеса пошел на самом деле еще дальше, сообщив, что государство «подскажет» предпринимателям объекты для инвестирования.

Раньше такие механизмы взаимодействия государства и зависящего от него бизнеса назывались социальной ответственностью и тоже предполагали добровольно-принудительный характер изъятия чрезмерных доходов в пользу бюджета или тех объектов, которые особенно дороги высокопоставленным сановникам. Теперь это явление получило новый псевдоним — «общественная повестка».

Понятно, что к обществу эта «повестка» не имеет никакого отношения. Денег нет, на фоне неудачно анонсированной пенсионной реформы неуместно просить население «держаться», — соответственно, нужны новые социальные программы. Отбирать ресурсы у военных и спецслужб политически неправильно, так что раскулачить надо олигархов.

Но проблема в принципе в порочности такой логики.

Эта логика не принимает во внимание экономику. Она государствоцентрична. Все для государства, ничего помимо государства, все деньги — государству. Оно, самое умное, само решит, куда их потратить, а кому надо — подскажет объекты инвестирования, то есть, по сути, попросит отступные за привилегированное положение компаний на рынках. На встрече с Белоусовым не было ключевого министра — экономического развития. Но это и не сфера ответственности Максима Орешкина. Речь идет не о развитии, а о том, как изъять деньги из экономики, а потом их потратить так, как захочет государство, а не так, как экономике надо. Экономике вообще-то нужны простой налоговый режим, комфортная регулятивная среда, дружелюбный и не гангстерский контроль и надзор, условия для конкуренции. И, уж простите, государство, не изымающее в любой момент деньги и даже — что тоже важно! — не дающее их. Но для этого и экономика не должна быть огосударствлена до крайней степени.

Сама встреча закончилась подменой понятий. Все осознавали, что речь идет об изъятии денег в пользу важных лично для президента социальных расходов. А на выходе сделали вид, что обсуждали оживление инвестиционной активности.

https://www.kommersant.ru/doc/3725479