Национальное объединение
технологических и ценовых аудиторов

Пресс центр


23 сентября 2022

ДАЙДЖЕСТ НО ТЦА сентябрь 2022

Правительство утвердило новый порядок заключения СЗПК

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал Постановление для возобновления заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Этому механизму отведена одна из ключевых ролей в перезапуске инвестиционного цикла. Он предлагает возмещение затрат на инфраструктуру и стабилизацию условий предпринимательской деятельности.

Новый порядок разработан после изменения закона о СЗПК. Эту работу курировал Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов. Бизнес получил возможность учитывать заемные средства в общем объеме капиталовложений. Налоговый мониторинг обеспечит ФНС прямой доступ к бухгалтерии компаний, которые реализуют проекты в рамках СЗПК, избавив от камеральных проверок. Это упростит возмещение затрат на строительство инфраструктуры.

Субъектам РФ предоставили право подготовки заключений на инвестиционные проекты, оценив их воздействие на региональную экономику.

Также поправки уточнили состав и условия стабилизационных оговорок, которые фиксируют уровень налогов и гарантируют неизменность законодательства для инвестора. Срок стабилизации возможно продлить, когда инвестор не в состоянии выполнить обязательства по независящим от него причинам.

Поправки разработали с учетом правоприменительной практики ранее заключенных 36 соглашений на сумму инвестиций в 1,28 трлн рублей.

Одновременно идёт работа над информационной системой «Капиталовложения». Разработкой занимается ФНС, уже готова первая очередь. Она позволяет заключать СЗПК в электронной форме. В дальнейшем ГИС свяжут с основными информационными системами. На базе «Капиталовложений» организуют реестр проектов СЗПК, мониторинг их реализации, возмещение затрат и предоставление налоговых вычетов.

Решения, принятые на заседании Правительства 15 сентября 2022 года:

1. О выделении Минфину в 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для предоставления акционерному обществу «ДОМ.РФ» субсидий на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации

Проект распоряжения направлен на исполнение обязательств по реализации ипотечных программ «Льготная ипотека», «Семейная ипотека» и «Дальневосточная ипотека».

Решение Правительства: Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О навигационной деятельности”»

Целью законопроекта является нормативно-правовое регулирование создания, обновления морских навигационных пособий, установления их состава и содержания, определения порядка их предоставления, а также устранение правовой неопределённости в вопросах навигационной деятельности.

Решение Правительства: Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О навигационной деятельности”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

3. О выделении Минтруду в 2022 году из резервного фонда Правительства бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при осуществлении выплат, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан»

Проект распоряжения разработан в связи с индексацией величины прожиточного минимума с 1 июня 2022 года и увеличением единовременных денежных выплат, предусмотренных в рамках реализации социального контракта по мероприятиям «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» и «Ведение личного подсобного хозяйства».

Решение Правительства: Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

4. О проекте федерального закона «О ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года»

Законопроект предусматривает продление срока, в течение которого возможно обращение медицинских изделий, зарегистрированных в соответствии с законодательством государства-участника, на территории этого государства, а также возможность перерегистрации (переоформления) таких изделий в порядке, предусмотренном законодательством государства-участника, в целях осуществления перехода к регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

Решение Правительства: Одобрить проект федерального закона «О ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

5. О выделении Минздраву в 2022 году из резервного фонда Правительства бюджетных ассигнований на осуществление закупок федеральным казённым учреждением «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» Минздрава не зарегистрированного в Российской Федерации лекарственного препарата для медицинского применения с международным непатентованным наименованием «Тиксагевимаб + Цилгавимаб»

Принятие проекта распоряжения направлено на реализацию мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции.

Решение Правительства: Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике”»

Законопроект направлен на достижение стратегических целей развития электроэнергетики, включая опережающее развитие возобновляемой энергетики, направленное на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие энергетики».

Решение Правительства: Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части обеспечения проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры)

Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон «О библиотечном деле», Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части уточнения прав участия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в сферах музеев, Музейного фонда Российской Федерации и библиотечного дела.

Решение Правительства: Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 331 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”»

Законопроектом предлагаются поправки, касающиеся изменения даты приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации и перечня документов, подаваемых некоммерческой организацией в регулирующий орган для приобретения такого статуса.

Решение Правительства: Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 331 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

9. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”»

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также на достижение целей Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.

Решение Правительства: Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

10. О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Положение о Федеральной таможенной службе

Изменения предполагают наделение Россельхознадзора и ФТС России полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений и осуществлению такого контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Решение Правительства: Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

11. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 3 и 24 Закона Российской Федерации “О недрах”»

Законопроектом предусматривается регламентирование порядка проведения маркшейдерских работ.

Решение Правительства: Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 3 и 24 Закона Российской Федерации “О недрах”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

12. О проекте поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона №140611-8 «О внесении изменения в статью 40 Федерального закона “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”»

Законопроект направлен на регулирование правоотношений в сфере осуществления контрольно-надзорной деятельности в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Решение Правительства: Одобрить проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона №140611-8 «О внесении изменения в статью 40 Федерального закона “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» и направить их в Государственную Думу в установленном порядке.

13. О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Проектом постановления Минприроды России наделяется полномочиями по принятию порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования и порядка использования отходов недропользования.

Решение Правительства: Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

14. О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики

Проектом постановления Минвостокразвития России наделяется полномочиями по установлению требований к решению о проведении управляющей компанией территории опережающего социально-экономического развития конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности на соответствующей территории для строительства доступного жилья, правил проведения, критериев, порядка определения победителя, установлению формы заявки на участие, а также по осуществлению согласования проекта решения о проведении конкурса.

Решение Правительства: Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

15. О выделении Росморречфлоту в 2022 году из резервного фонда Правительства бюджетных ассигнований в целях предоставления субсидий российским организациям для возмещения расходов на осуществление морских перевозок грузов в (из) Калининградской области в условиях внешнего санкционного воздействия

Решение Правительства: Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

16. О выделении Росавиации в 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований в целях обеспечения функционирования федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»

Проект распоряжения направлен на поддержку государственной корпорации в условиях внешних ограничений.

Решение Правительства: Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

17. О выделении Минпромторгу в 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета федеральному государственному автономному учреждению «Российский фонд технологического развития» в целях расширения поддержки проектов по созданию и модернизации импортозамещающих производств

Проект позволит расширить поддержку промышленных предприятий российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.

Решение Правительства: Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

18. О выделении Минпросвещения России в 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Республики Крым в целях оказания финансовой помощи в проведении мероприятий по капитальному ремонту 18 образовательных организаций, которым был причинён ущерб в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей вследствие неблагоприятных метеорологических явлений на территории Республики Крым в 2021 году

Решение Правительства: Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

Решения Правительства РФ о комплексном развитии территории

На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Постановления Правительства РФ ‎«О внесении изменения в пункт 5 Правил принятия Правительством РФ решения о комплексном развитии территории ‎и согласования такого решения с субъектом РФ, ‎в границах которого расположена территория, подлежащая комплексному развитию».

Правила, в которые предлагается внести изменения, утверждены Постановлением Правительства РФ №1184 от 14.07.2021.

Указанными правилами устанавливается, что подготовку сведений, информации и документов, прилагаемых к проекту решения Правительства РФ о комплексном развитии территории (проект решения), может осуществлять подведомственное Минстрою России государственное автономное или бюджетное учреждение.

Минстрой России (приказ №602/пр от 23.08.2021) установил, что таким учреждением является федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (ФГБУ «ЦНИИП МИНСТРОЯ РОССИИ»).

Вместе с тем 436-ФЗ установлено, что публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (ФРТ) вправе осуществлять комплексное развитие территорий на основании решений, принятых Правительством РФ в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, самостоятельно или с привлечением иных лиц.

Проект Постановления устанавливает, что подготовку сведений, информации и документов, прилагаемых к проекту решения, может осуществлять не только ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», но и ФРТ.

Таким образом, привлечение ФРТ на более ранних стадиях позволит более эффективно использовать институт КРТ.

Содержание пресс-релизов является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.

ИТОГИ VII ВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА

Что сказал Президент?

7 сентября 2022 состоялось пленарное заседание VII Восточного экономического форума. Собрали главные тезисы из речи Президента России Владимира Путина:

✈️Российскую гражданскую авиацию ожидает «системное перевооружение», переход на самолёты отечественного производства.

?Программа Дальневосточной ипотеки должна быть продлена как минимум до 2030 года.

?На обновление дальневосточных городов нужно направить дополнительно 5 млрд рублей в год. Они пойдут на благоустройство, развитие городской среды и замену коммуникаций.

?Кабмин должен оказать максимальное содействие реализации мастер-планов развития крупнейших городов Дальнего Востока.

?В ближайшие три года число маршрутов Единой дальневосточной авиакомпании превысит 530.

?Объём финансирования медицины и санитарной авиации в регионах Дальнего Востока из федерального бюджета со следующего года вырастет в два раза, это позволит улучшить процесс оказания помощи местным жителям.

?Бизнес на Дальнем Востоке будет получать компенсации при найме молодых рабочих.

?Для молодых специалистов на Дальнем Востоке построят 10 тыс. арендных квартир. Расположение этого жилья должно быть увязано с мастер-планами городов. Благодаря субсидиям стоимость аренды будет значительно ниже рыночной.

?Чтобы активизировать подготовку кадров, в колледжах будут открыты 900 современных мастерских до 2030 года.

?До конца 2025 года запустят 29 производственно-образовательных кластеров.

?Для подготовки работников культуры и искусства до 2025 года на Дальнем Востоке откроют филиалы Щукинского училища, ГИТИСа и ВГИКа.

?На Сахалине откроют программу по бесплатному дополнительному обучению и профориентации «ЗаРаботаем вместе». В её рамках можно получить помощь в открытии собственного дела. Это пилотный проект, если он пройдёт успешно, его расширят на другие регионы.

?До 2050 года будет уделено особое внимание геологоразведке и переработке дефицитного сырья в новой стратегии по развитию сырьевой базы.

?Бюджетные доходы от использования водных биоресурсов направят на развитие сельских территорий.

?Обеспечат обслуживание морских судов в портах Севморпути и предложат конкурентный тариф грузоперевозок.

?До конца 2022 года Минвостокразвития проведёт конкурсы на создание дальневосточных кварталов.

НОВОСТИ ФОИВов

МИНСТРОЙ РОССИИ:

Новые требования к формату электронных документов стройнадзора

На портале правовой информации опубликован проект приказа Минстроя России «Об утверждении требований к формату документов, используемых при осуществлении регионального государственного строительного надзора и составляемых в электронной форме».

Постановлением Правительства РФ №2161 от 01.12.2021 были утверждены общие требования к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора. Одним из пунктов данного Постановления Минстрою поручено России утвердить общие требования к формату документов, используемых при осуществлении регионального государственного строительного надзора (стройнадзор) и составляемых в электронной форме.

Напомним, что в настоящее время отсутствуют требования к формату электронных документов, используемых при осуществлении стройнадзора. Проект приказа предусматривает возможность ведения документов, используемых при осуществлении госстройндзора в электронном виде в формате xml и сформированных с применением xml-схем.

Как отмечает Минстрой, данные схемы апробированы на пилотных проектах Москвы и Московской области, в связи с чем требуется закрепление успешно реализованной практики.

Согласно проекту приказа, электронные документы при осуществлении стройнадзора подписываются с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, которые должны соответствовать электронным подписям в CMS-формате.

Схемы, подлежащие использованию для формирования электронных документов в формате xml, размещаются на сайте Минстроя и вводятся в действие по истечении трех месяцев со дня размещения.

В случае если на официальном сайте министерства отсутствует xml-схема, подлежащая использованию для формирования соответствующего документа, электронные документы могут быть представлены в следующих форматах:

doc, docx, odt — в отношении электронных документов с текстовым содержанием, не включающих формулы;

pdf — в отношении электронных документов с текстовым содержанием, в том числе включающих формулы и (или) графические изображения, а также документов с графическим содержанием.

В таких случаях электронные документы должны:

формироваться способом, не предусматривающим сканирование документа на бумажном носителе;

быть доступными для работы, обеспечивать возможность поиска по текстовому содержанию электронного документа и возможность копирования текста (за исключением случаев, в которых текст является частью графического изображения);

быть представлены в виде отдельных файлов. Наименование файла должно позволять идентифицировать электронный документ и количество листов в документе;

быть не защищенными от копирования и печати электронного образа, не содержать интерактивные и мультимедийные элементы или внедренные сценарии;

не превышать предельного размера файла электронного документа в 30 мегабайт (в случае превышения предельного размера, электронный документ делится на несколько, название каждого файла дополняется словом «Фрагмент» и порядковым номером файла, полученного в результате деления).

не допускать использование электронных документов, подписанных электронной подписью лиц, которые не указаны в тексте электронного документа как лица, его подписавшие.

В случаях когда оригинал документа, являющийся приложением к электронному документу, выдан и подписан на бумажном носителе, допускается формирование электронного документа путем сканирования непосредственно с оригинала документа на бумажном носителе (использование копий не допускается), которое осуществляется с сохранением ориентации оригинала документа на бумажном носителе в разрешении 300 dpi (масштаб 1:1), в соответствии с установленными проектом приказа требованиями.

Публичное обсуждение проекта приказа продлится до 30 сентября 2022 года.

Уточнение порядка определения стоимости строительных ресурсов

На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа «О внесении изменений в Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. №326/пр (Методика)».

Проект приказа корректирует положения Методики, устанавливая, что органы исполнительной власти субъектов будут ежеквартально осуществлять конъюнктурный анализ текущих цен по сводному перечню строительных ресурсов-представителей, в том числе с использование ФГИС ЦС, в срок не позднее 30 календарных дней до окончания очередного квартала.

ФОИВы и организации, для которых индексы изменения сметной стоимости строительства размещаются в Федеральном реестре сметных нормативов (ФРСН), будут обязаны ежеквартально осуществлять сбор информации о текущих ценах строительных ресурсов на основании данных конъюнктурного анализа текущих цен и направлять в ФАУ «Главгосэкспертиза России» (ГГЭ) отчеты на бумажном носителе и в форме электронного документа, в том числе с использованием ФГИС ЦС, в срок не позднее 30 календарных дней до окончания очередного квартала.

ГГЭ в срок не позднее 30 календарных дней до начала следующего отчетного периода направляет в адрес Минстроя предложения по актуализации сводного перечня и/или специализированных перечней. Министерство рассматривает поступившее предложение и принимает решение об актуализации (о нецелесообразности актуализации).

В случае принятия решения о целесообразности актуализации сводного перечня или специализированных перечней Минстрой вносит соответствующие изменения в указанные перечни не позднее начала следующего отчетного периода.

Проект приказа уточняет:

порядок расчета индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (ИИСС ПР) в очередном отчетном периоде. Устанавливается, что ИИСС ПР рассчитываются расчетным методом на основании установленного уровня заработной платы, при условии если федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями представлены отчетные данные о текущих ценах на строительные ресурсы, оборудование, эксплуатацию машин и механизмов;

порядок определения стоимости строительных ресурсов-представителей, входящих в однородную группу машин и механизмов.

Также устанавливается образец опубликования ИИСС по группам однородных строительных ресурсов.

Общественное обсуждение проекта документа продлится до 30 сентября текущего года.

Отменена методические рекомендации по разработке сметных норм

Минстрой России опубликовал приказ №671/пр от 12.08.2022 «О признании утратившим силу приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 сентября 2019 г. №509/пр и №511/пр».

18.07.2022 Минстроем России был опубликован приказ №577/пр, которым утверждена Методика разработки сметных нормативов.

Документ устанавливает методы разработки сметных норм на строительные, ремонтно-строительные работы, ремонтно-реставрационные работы, монтаж и капитальный ремонт оборудования, а также пусконаладочные работы (сметные нормы) и рекомендуется к применению всеми организациями, осуществляющими разработку сметных норм.

В связи с изданием приказа №577/пр, Минстрой России признает утратившими силу:

Методические рекомендации по разработке сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, утвержденные приказом Минстроя России от 04.09.2019 №509/пр;

Методические рекомендации по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденные приказом Минстроя России от 04.09.2019 №511/пр.

Создание единого перечня национальных стандартов и сводов правил без разделения на «добровольный» и «обязательный»

Минстрой России разработал проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и в федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"».

Законопроектом предусмотрены без преувеличений революционные изменения в данной сфере. В частности, отказ от утверждения перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ (Техрегламент о безопасности зданий и сооружений)

Вместо этого предлагается установить, что Минстрой России будет утверждать единственный Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Техрегламента (Перечень).

«Наличие двух перечней: обязательного и добровольного применения, а также действующих документов, не вошедших ни в один из этих перечней, приводит к неоднозначной трактовке требований, — отмечается в пояснительной записке к документу. — Данная инициатива позволит создать единый перечень нормативных документов без разделения на "добровольный" и "обязательный". Кроме того, законопроектом предложено наделить Минстрой России полномочием по утверждению Перечня документов добровольного применения, что позволит устранить противоречия и дублирования многочисленных требований».

В Перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений.

При этом застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения.

Кроме того, будет допускаться применение иных документов по стандартизации, в том числе иностранных государств, в соответствии с правилами международных договоров или меморандумов о взаимопонимании для оценки соответствия требованиям Техреглампента. Порядок применения таких документов будет регламентирован Правительством РФ.

Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования 384-ФЗ и (или):

на Перечень утвержденный Минстроем;

на требования стандартов организаций, прошедших экспертизу в техническом комитете по стандартизации в сфере строительства и зарегистрированных в Федеральном информационном фонде стандартов;

ссылками на требования иных документов по стандартизации, в том числе иностранных государств.

В иных случаях соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:

результаты исследований, расчеты и (или) испытания;

моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

На строительные материалы и изделия, применение которых в строительстве не регламентировано действующими документами по стандартизации, могут в добровольном порядке оформляться технические свидетельства с целью применения таких материалов в строительстве после проведения проверки и подтверждения их пригодности для применения на территории РФ учреждением, подведомственным Минстрою России в порядке, установленном Правительством РФ.

Напомним, что Постановлением Правительства РФ №914 от 20.05.2022 с 1 сентября 2022 года из перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ, содержащим в настоящее время 4 ГОСТа и 65 свода правил, исключаются 3 ГОСТа и 61 СП.

Упрощен порядок получения разрешений при строительстве приоритетных инфраструктурных объектов

Компании, строящие порты, аэродромы, автомобильные дороги и объекты железнодорожной инфраструктуры, смогут быстрее получать разрешение на проведение работ.

Речь идет о заключении, которое подтверждает отсутствие полезных ископаемых в недрах под участком будущей застройки, а также о разрешении на застройку земельных участков, находящихся в таких местах.

Если специалисты Роснедр не выявят на участке полезных ископаемых, то заключение выдадут в течение 5 рабочих дней вместо 15.

Если работы планируется вести на участке, где потенциально могут находиться полезные ископаемые и строительство не повлияет на их разработку, то разрешение выдадут в течение 10 рабочих дней вместо 35.

Новый порядок установлен до конца 2022 года.

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЕ:

На неделе с 6 по 12 сентября 2022 г. темпы снижения цен составили -0,03%. В годовом выражении инфляция замедлилась до 14,06% г/г. Основной вклад в дефляцию по-прежнему вносят продовольственные товары (-0,15%) при удешевлении плодоовощной продукции (-1,62%). В непродовольственном сегменте на отчетной неделе фиксируется околонулевой рост цен (0,02%), вместе с тем продолжили дешеветь электро- и бытовые приборы, а также строительные материалы. В секторе туристических услуг цены возобновили рост в связи с удорожанием авиабилетов. Потребительская инфляция с 6 по 12 сентября

1. За неделю с 6 по 12 сентября дефляция составила -0,03% после -0,13% за неделю с 30 августа по 5 сентября. В годовом выражении темпы роста цен продолжили снижаться – до 14,06% г/г.

2. В секторе продовольственных товаров цены снизились на -0,15%. Продолжила дешеветь плодоовощная продукция (-1,62% после -3,37%). На другие продукты питания цены не изменились (0,00%). Вместе с тем на отчетной неделе снизились цены на мясопродукты, сахар, макаронные и крупяные изделия, а также муку и хлеб.

3. В сегменте непродовольственных товаров зафиксирован незначительный рост цен (0,02% после снижения на -0,03% неделей ранее). Снижение цен на электро- и бытовые приборы замедлилось (-0,10% после -0,77%), а на строительные материалы, напротив, – ускорилось (-0,78% после -0,49%). На легковые автомобили цены практически не изменяются вторую неделю подряд (0,01%, как и неделей ранее).

4. В сегменте регулируемых и туристических услуг цены возобновили рост (0,18% после -0,70%) на фоне удорожания авиабилетов (3,65% после -9,90% неделей ранее). Вместе с тем снизились цены на санаторно-оздоровительные услуги и услуги гостиниц. Мировые рынки

5. На неделе с 6 по 12 сентября на мировых рынках продовольствия цены преимущественно росли (+3,1% после -1,4% неделей ранее). В годовом выражении в сентябре мировые цены увеличились на 9,0% г/г. На отчетной неделе увеличилась цена на пшеницу в Чикаго (+5,1%) и Франции (+7,4%), а также соевые бобы (+6,4%). Стоимость сахара-сырца растет третью неделю подряд (+2,1%), котировки кукурузы стабилизировались (+0,3%). При этом стоимость масел и мяса изменялась разнонаправленно: соевое РЕЗЮМЕ 2 14 сентября 2022 г. масло и свинина поднялись в цене (+5,1% и +0,9% соответственно), пальмовое масло и говядина, напротив, – снизились (-0,5% и -1,4% соответственно).

6. На мировом рынке удобрений цены продолжили коррекцию вниз (-0,6% после -0,4% на предыдущей неделе). При этом стоимость смешанных удобрений выросла (+0,7%), азотных – снизилась (-1,9%). В годовом выражении в сентябре прирост составил 21,0% г/г.

7. На мировом рынке черных металлов цены стабилизировались (+0,3% после -2,5% неделей ранее). Снижение цен на металлический лом замедлилось (-2,2%), цены на железную руду и стальной прокат выросли (+1,8% и +1,3% соответственно), а на арматуру – изменились незначительно (+0,3%). В годовом выражении в сентябре черные металлы подешевели на 13,6% г/г. На рынке цветных металлов цены выросли (+6,3% после -2,2% на предыдущей неделе). Наибольший прирост стоимости показали котировки никеля (+13,9%), вместе с тем стоимость меди и алюминия выросла менее существенно (+3,9% и +1,0%). В годовом выражении в сентябре стоимость цветных металлов в среднем сократилась на 7,6% г/г.

Полную справку см. во вложении.*

Минэкономразвития готовится к возобновлению подписания СЗПК

Мурат Керефов выступил в пленарном заседании «Балтийского регионального инвестиционного форума». Участники обсудили будущее российской промышленности под влиянием санкций. Помочь в создании новых предприятий призван механизм СЗПК. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений позволяет возместить затраты на инфраструктуру и стабилизировать условия предпринимательской деятельности.

«Накануне Премьер-министр утвердил новый порядок заключения СЗПК. Теперь предстоит подписать соглашение с ВЭБ.РФ, как уполномоченной организацией, которая будет оценивать заявки по инвестпроектам и мониторить их реализацию. После этого полноценно возобновим подписание новых СЗПК. Из уже реализуемых проектов 12 вносят существенный вклад в импортозамещение. Это предприятия целлюлозно-бумажной, фармацевтической, пищевой, медицинской промышленности, логистические компании. Их ожидаемая выручка составит не менее 180 млрд рублей ежегодно», — сообщил заместитель министра экономического развития Мурат Керефов.

--

МИНЭРГО РОССИИ:

Создание модели ТЭК

Проект федерального закона разработан Министерством энергетики РФ в инициативном порядке и предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. №382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" в целях введения в правовое поле РФ национальной энергетической платформы (НЭП), созданной на базе информации из государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК).

Законопроект наделяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ТЭК, устанавливать порядок регистрации субъектов отчетности и пользователей в НЭП, порядок агрегирования информации, содержащейся в НЭП, что позволит составить экономическо-балансовые модели ТЭК не только по РФ, но и по ее субъектам, отдельным отраслям и сегментам ТЭК.

Документ предусматривает создание на базе НЭП современной цифровой экономическо-балансовой модели ТЭК России, позволяющей в режиме онлайн моделировать различные сценарии развития событий в части баланса энергоресурсов внутри страны, и как следствие, их справедливой рыночную стоимость и влияние на социально-экономическое развитие России.

Основной задачей законопроекта является совершенствование системы отчетности организаций ТЭК, позволяющее максимально упростить существующую процедуру включения информации о состоянии и прогнозе развития ТЭК в ГИС ТЭК для субъектов НЭП с учетом принципа однократности сбора информации.

Генеральный директор группы компаний "АТОЛЛис" Иван Мугалев отметил, что компания оценивает идею создания национальной энергетической платформы очень высоко. "На протяжении многих лет продвигали данную идею среди лидеров российской ТЭК-отрасли в противовес зарубежным аналогам - например, SAP. Тем более что подобные попытки предпринимались рынком: ЦДУ ТЭК, ГИС ТЭК, "Нефтеконтроль" и т.д. НЭП, как ИТ-инструмент, позволит систематизировать процессы компаний, приводя их к единой нормативно-методологической и законодательной базе. Однако важно понимать, что если заказчиком и исполнителем системы будут государственные структуры, то для самого бизнеса полезность данной системы будет стремиться к нулю. Для бизнеса она станет просто еще одной электронной отчетностью перед контролирующими органами", - уверен он.

Представитель пресс-службы ПАО "Т Плюс" рассказал, что увеличение объема предоставляемых данных позволит формировать более объективную картину развития отрасли. "Однако важно будет избежать при этом возможного роста издержек, необходимых для обеспечения такого потока информации. Пока оценивать влияние изменений, вносимых в систему, преждевременно", - заключил он.

https://www.comnews.ru/content/220687/2022-06-14/2022-w24/tek-prisyagnu…

Греф предложил правительству новый подход к господдержке крупных проектов

Глава Сбербанка Герман Греф предложил правительству запустить новый механизм поддержки крупных инвестиций в сфере импортозамещения и инфраструктуры, выяснил РБК. Его суть — распределение льгот, исходя из приоритетности проектов

На стратегической сессии под председательством главы Правительства Михаила Мишустина 30 августа был поднят вопрос о механизмах поддержки крупных инвестиционных проектов. В рамках сессии глава Сбербанка Герман Греф выступил с докладом, в котором предложил запустить новую схему стимулирования капиталовложений, рассказал РБК участник заседания. Информацию подтвердили источник в правительстве и источник, знакомый с обсуждением вопроса.

По их словам, предложенный Грефом механизм предусматривает приоритизацию проектов по уровню важности, которая, в свою очередь, должна определять уровень субсидирования процентной ставки по инвестиционному кредиту и размер банковских гарантий со стороны госкорпорации ВЭБ.РФ. Речь идет о разделении проектов как минимум на три категории.

«Инвестиции, которые отнесут к приоритету первого уровня, должны получать гарантию или капитальный грант в размере от 70% [от суммы займа], а процентную ставку по кредиту — не выше 1%. Для второго уровня Греф предложил предусмотреть гарантию в размере 50% и ставку на уровне 3%. А для менее приоритетных проектов, которые будут отнесены к третьему уровню, — 5-процентную ставку и 30-процентную гарантию», — рассказал РБК участник мероприятия.

По его словам, такая модель будет прежде всего ориентирована на высокотехнологичные проекты в сфере импортозамещения. «В правительстве есть понимание, что без прямого бюджетного стимулирования и капитального гранта многие проекты не «полетят», — отметил собеседник. Кроме того, льгота будет актуальной и для инфраструктурных строек, которые имеют как никогда высокий приоритет в связи с «разворотом на Восток».

Конкретные критерии отбора проектов еще предстоит определить. Схема, предложенная Грефом, была представлена скорее как пример, требующий проработки, констатировал собеседник РБК в правительстве. Участник совещания допустил, что в случае одобрения данной схемы кабмином отсев будет проходить на основе платформенного решения по типу платформы «Сервис импортозамещения», запущенной Минпромторгом весной 2022 года и помогающей найти товары от надежных поставщиков в России и за рубежом. «Только баланс спроса и предложения помогает понять, какие проекты нужно поддерживать по схеме максимальной гарантии и минимальных ставок», — полагает он.

РБК направил запрос в аппарат правительства и пресс-службу «Сбера». В ВЭБ.РФ отказались от комментариев.

Что происходит с инвестициями сегодня?

В России действует несколько институтов поддержки крупных инвестиционных проектов. Наиболее масштабная из них — фабрика проектного финансирования, реализуемая ВЭБ.РФ. Она предполагает выдачу льготных кредитов на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики. Получить такие займы можно на проекты стоимостью от 3 млрд руб., при этом кредиторами помимо ВЭБ.РФ выступает несколько банков одновременно, предоставляя так называемый синдицированный кредит в несколько траншей. Для стимулирования инвестиций в промышленное производство существует специальный инвестиционный контракт (СПИК), который дает регуляторные и налоговые льготы, также применяются модели концессий и государственно-частного партнерства. Кроме того, правительство готовит к рестарту механизм соглашений по защите и поощрению капиталовложений (СЗПК).

Несмотря на санкции, инвестиции в основной капитал по итогам второго квартала неожиданно увеличились на 4,1% в реальном выражении и на 21,2% в номинальном, сообщало Минэкономразвития. В разрезе отраслей наибольший вклад внесли обрабатывающая промышленность (главным образом химическая отрасль, металлургия и нефтепереработка), а также добыча полезных ископаемых, транспортировка и строительство. В основном компании вкладывали в здания и сооружения и объекты интеллектуальной собственности.

Но о том, что падение инвестиций только впереди, ранее заявлял первый вице-премьер Андрей Белоусов. «Мы только сейчас входим в спад инвестиций. И пик падения придется на 2023 год, на первое полугодие», — предупреждал он в августе.

Какие преимущества и риски есть у идеи?

Механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и предоставления государственных гарантий, предлагаемый главой «Сбера», вполне рационален, полагает проректор РАНХиГС Андрей Марголин. «Сегодня, если государство не будет поддерживать крупные инвестиционные проекты, то, скорее всего, бизнес от них откажется. Поэтому властям надо выбирать — инвестиции с господдержкой или ничего», — отмечает он. Предложенная схема, по его мнению, все равно позволяет государству вернуть вложения за счет налоговых отчислений с проектов в будущем и эффекта экономического мультипликатора в целом.

Для запуска инвестиционного цикла в нынешних условиях участие государства необходимо, однако к жизнеспособности указанной схемы есть вопросы, категоричен заместитель заведующего базовой кафедры инфраструктуры финансовых рынков НИУ ВШЭ Андрей Столяров. «Как и кто будет определять приоритетность проектов? Специальная комиссия? Чиновники? Очевидно, что такая схема чревата большой коррупционной составляющей», — предупреждает эксперт.

Главное условие успешности механизма — профессиональный отбор проектов, уверен и Марголин. «Если критерии отбора и расчет эффективности инвестиций будет проведен непрофессионально, есть риск остаться и без проекта, и без денег», — констатирует он. К числу проектов, которым точно должен быть присвоен первый уровень приоритетности, эксперт отнес инвестиции, обеспечивающие технологический суверенитет России. Например, проекты по производству комплектующих для авиации взамен импортных.

1409202 справка МИНЭК

Автор: Екатерина Виноградова При участии Евгения Чернышова

Теги: РБК