Национальное объединение
технологических и ценовых аудиторов

Пресс центр


28 марта 2018

НП ТЦА провело очередное заседание рабочей группы по доработке Стандартов ТЦА

24 марта 2018 г. прошло очередное по доработке стандартов ТЦА. В процессе заседания участники отметили, что в настоящее время деятельность по проведению технологического и ценового аудита (Далее – ТЦА) стремительно развивается.

Помимо осуществления деятельности в рамках Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 N 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» крупнейшие банки России и СНГ внедрили и расширяют применение данной практики для проектов, финансирование которых предполагается с привлечением заемных средств; введены процедуры отбора/аккредитации инжиниринговых компаний. Инструментарий по ТЦА является экономически эффективным. 

Василий Ким, председатель Комитета по этике и членству НО ТЦА представил статистику своей компании и отметил, что прямой экономический эффект от ТЦА в среднем составил около 21% от сметной стоимости строительства объекта, в том числе:

  • около 9% - оптимизации на стадии разработки проектной документации (при диапазонах от 1,4% до 24,4%. В расчете не учитывались случаи принципиальной корректировки проектных решений и мощности проектов, при которых экономия в отдельных случаях достигала 80% и более.
  • около 12% - предотвращенный ущерб, включая пресечение попыток замены оборудования, невыполнение работ, корректировки проектных решений без изменения сметной стоимости и т.д. (при диапазонах от 2% до 21%). Дополнительный эффект (оспаривание претензий в судебном/досудебном порядке) – в среднем около 9% от сметной стоимости объекта (при общем диапазоне от 0,05% (отдельные работы) до 120% сметной стоимости объекта).

Соответственно с развитием деятельности по ТЦА становится необходимым развитие и обсуждение Стандартов проведения ТЦА на основе наилучшей практики организаций, занимающихся соответствующей деятельностью.

При этом при разработке таких Стандартов, по мнению Василия Кима, необходимо учитывать:

  • состав объекта инвестирования (с учетом того, что в первую очередь объектом инвестирования является бизнес);
  • жизненный цикл объекта в целом;
  • отдельные составляющие работ на стадии капитальных вложений в объект инвестирования;
  • законодательство, стандарты и методики выполнения работ, специалистов, необходимых для проведения отдельных работ по ТЦА.

Алексей Ефанов, член Комитетов по стандартам, строительству НО ТЦА отметил, что важно различать понятия технологического и ценового аудита, которые содержатся в различных нормативно-правовых актах и которыми будут оперировать разрабатываемые стандарты. Для достижения максимальной эффективности, в ходе аудита проводится значительно более глубокий анализ, чем тот, который требует закон. 

В связи с этим, стандарты должны предусматривать требования к аудиту как в рамках действующего законодательства, так и требования к более тщательному анализу, который будет интересен прежде всего частным инвесторам и кредитным организациям.

При этом необходимо избежать дублирования функций аудита и государственной экспертизы, в частности, при анализе сметной стоимости объекта. В рамках аудита следует делать упор на сопоставление стоимости объекта и его частей корректным аналогам и рыночным ценам, поскольку проверка достоверности сметной стоимости лежит в зоне ответственности экспертизы.

В целом, стандарты должны содержать четкое указание на объем и периметр аудита, включая, при необходимости рекомендуемое техническое задание на аудит в зависимости от его целей и нормативно-правовых предпосылок его проведения. Это позволит заказчикам, помимо прочего, корректно определять и сопоставлять расценки на различные виды аудита.

Дмитрий Борисюк, член Комитета по стандартам НО ТЦА отметил необходимость регулирования подходов ТЦА, а также поиск возможностей использования лучших международных практик при проведении ТЦА. Разработка стандартов ТЦА, по мнению Дмитрия Борисюка, направлена на повышение качества проработки инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию и снижению кредитного риска.

Вместе с тем, Дмитрий Борисюк акцентирует внимание на важности учета отраслевой специфики при подготовке стандартов ТЦА. При этом, подходы используемые при проведении ТЦА должны быть унифицированы и прозрачны. Стандарты ТЦА призваны способствовать достижению данных требований, отмечает Дмитрий Борисюк.

Участники рабочей встречи добавили, что разработка доработанной версии ляжет в основу разработки профессионального стандарта специалистов-аудиторов.

Елена Миловидова подвела итог заседания рабочей группы и отметила, что разработка Стандарта версии 2:0 ведется с учетом всех поступивших замечаний от членов НП ТЦА и ведущих экспертов в области ТЦА и обоснования инвестиций, а также на основании международного опыта; уже следующем месяце 2018 г. НО ТЦА планирует проведение круглого стола по обсуждению новой версии основного Стандарта.

Справка

Некоммерческое партнёрство «Национальное объединение технологических и ценовых аудиторов» ("НО ТЦА", www.texaudit.ru) создано для реализации задач, поставленных в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

Одной из целей "НО ТЦА" является консолидация усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для развития цивилизованного рынка технологического и ценового аудита.