Национальное объединение
технологических и ценовых аудиторов

Пресс центр


10 апреля 2020

Счетная Палата Российской Федерации: анализ практики преференционных режимов

Преференциальные режимы не оказывают прорывного влияния на экономику, при этом сложно дать полноценную оценку их эффективности. Контрольное ведомство называет три основных фактора, которые не позволяют провести полноценное исследование: сравнительно короткий срок существования территорий с преференциальным режимом, их разнообразие и недостатки методов оценки их эффективности.

«В ходе проведенного анализа мы в очередной раз убедились, что экономический эффект от функционирования преференциального режима возможно ощутить только по прошествии длительного времени. И это подтверждается международной практикой. Мы выявили, что органы исполнительной власти осуществляют оценку эффективности отдельных преференциальных режимов по определенному набору показателей, которых недостаточно для оценки влияния режимов на экономический рост и оценки соответствия заявленным целям. Также проведение нами анализа затрудняет тот факт, что каждый режим существует по своим правилам и регулируется отдельными нормативно-правовыми актами», - сообщил на Коллегии аудитор Дмитрий Зайцев.

Счетная палата отметила и отсутствие методик оценки эффективности территорий с льготным режимом (индустриальные парки, промышленные кластеры и прочие), над которыми Правительству еще предстоит работа. При этом многие режимы (ТОСЭР, Свободный порт Владивосток, кластеры и технопарки, за исключение ОЭЗ) реализуются не более 4-х лет, и давать окончательную оценку их эффективности пока преждевременно.

«Необходимо предусмотреть требования к обоснованию способов финансирования объемов расходов за счет всех источников, и, конечно же, общие подходы к оценке эффективности таких территорий» - отметил Дмитрий Зайцев.

Так, с 2014 года особые экономические зоны (ОЭЗ) израсходовали 157 млрд. рублей из бюджетов разных уровней. При этом опережающие результаты за это время показали лишь единицы. Более половины (59%) рабочих мест из 22 тыс. новых рабочих мест в 26 ОЭЗ к началу 2019 года пришлось на четыре особые экономические зоны: «Алабуга», «Технополис», «Липецк» и «Дубна».

«За период с начала функционирования по состоянию на первое января 2019 года резиденты всех ОЭЗ осуществили инвестиции на общую сумму около 371 млрд рублей. Объем выручки составил 717 млрд рублей. Если к особым экономическим зонам «Алабуга», «Технополис», «Липецк» и «Дубна» прибавить ОЭЗ «Санкт-Петербург», то получится, что их объем выручки составит 82,9% от всего ее объема по зонам», - привел статистику Дмитрий Зайцев.

Основной рецепт успеха этих ОЭЗ – их направленность. Все пять являются зонами промышленно-производственного и высокотехнологичного типа. Туда приходят крупные компании, направляются значительные инвестиции и, как следствие, растет количество рабочих мест и налоговых платежей в бюджет.

С туристско-рекреационными зонами ситуация обстоит иначе. «Объем инвестиций в таких ОЭЗ низкий и составлял на январь 2019 года всего 0,6% от общего объема инвестиций. А их выручка составила 1,1 млрд. рублей», - сообщил аудитор. При этом, по оценке Минэкономразвития, в 2018 году они на 100% достигли плановые и прогнозные показатели эффективности.

С 2017 года Минэкономразвития разрабатывает законопроект о преференциальных режимах. Документ должен определить единый механизм развития таких территорий. По мнению Счетной палаты, эту работу необходимо ускорить. Причем в законопроекте важно прописать подходы к определению цели создания таких территорий и синхронизировать их с долгосрочными целями развития регионов.

«После комплексного анализа основных действующих преференциальных режимов следует отметить, что условия их развития под влиянием внешних факторов и внутренней, зачастую раскоординированной, политики реализации будут ещё более сложными. Но по-прежнему преференциальные режимы в экономике России нужно оценивать как стратегический шанс. Они должны обладать достаточной гибкостью, потенциалом развития. Главным критерием успеха должна стать непрекращающаяся инновационная активность в них», - подвел итог аудитор.

Елена Миловидова отметила, что НО ТЦА нужно включиться в работу по разработке методик оценки эффективности территорий с льготным режимом.

Отчет по преференциям см. во вложении.