Национальное объединение
технологических и ценовых аудиторов

Пресс центр


13 сентября 2019

Стратегия развития и основные приоритеты строительной отрасли

Минстрой РФ опубликовал проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ №1697-р от 16.08.2018 работу по созданию Стратегии Минстрой России начал еще в 2018 г. Данный документ входит в дорожную карту по поддержанию конкуренции в отраслях экономики страны и призван задать вектор развития российского строительного комплекса до 2030 года.

Согласно документу, цель реализации Стратегии — развитие эффективной, конкурентной, высокотехнологичной, открытой строительной отрасли, основанной на квалификации и обеспечивающей устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности.

Задачи, закрепленные в Стратегии, направлены на развитие конкурентоспособной строительной отрасли, основанной на компетенциях и ориентированной на обеспечение комфорта и безопасности жизнедеятельности граждан.

Основными направлениями Стратегии являются: развитие основных сегментов строительства (жилищного, инфраструктурного (транспортного), промышленного строительства, строительства объектов сельского хозяйства и социальной инфраструктуры); функционирование строительной отрасли в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС); расселение аварийного жилищного фонда и предоставление жилья отдельным категориям граждан; система требований к строительству объектов капитального строительства; внедрение инноваций; совершенствование ценообразования в строительстве; инновационное развитие института строительной экспертизы; функционирование рынка строительных услуг; развитие системы профессионального образования в строительстве и системы квалификаций; цифровизация строительной отрасли; архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания; внедрение технологий «Умный город».

Ключевыми целями и приоритетами, которые определены в Стратегии для жилищного строительства на период до 2030 года, являются:

1. Создание условий для увеличения объемов жилищного строительства до 120 млн кв. м начиная с 2024 года с учетом перехода на механизм проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу. С целью обеспечения перевода действующих проектов жилищного строительства на проектное финансирование предусматривается создание с участием АО «ДОМ.РФ» специализированной кредитной организации (уполномоченного банка в сфере жилищного строительства) для финансирования строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, одной из главных задач которых будет обеспечение перевода портфеля строящегося жилья на проектное финансирование, а второй функцией уполномоченного банка станет банковское сопровождение и контроль целевого использования средств в рамках строительства проблемных объектов с участием Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства. У банков нет специализированных подразделений по сопровождению строительства, как НО ТЦА неоднократно заявляло нужны экспертные организации, работающие в независимой экспертизе.

2. Переход от «строительства квадратных метров» к формированию современной комфортной городской среды. Новое строительство и реконструкция застроенных территорий могут осуществляться в соответствии с современными методическими документами, например, Стандартом комплексного развития территорий, который должен стимулировать эффективное использование земельных ресурсов путем создания компактной и разнообразной застройки, развития улично-дорожной сети и повышения качества общественных пространств.

3. Обеспечение доступности покупки жилья с помощью собственных и заемных средств для более чем 50% российских семей. Ключевым вызовом является обеспечение достаточного объема платежеспособного спроса. Ключевым рыночным инструментом улучшения жилищных условий является ипотека, с помощью которой осуществляется более 50% сделок с жильем в новостройках. В Стратегии приведены предложения по снижению процентных ставок по ипотеке к 2030 году до 6,9% годовых.

4. Комплексная модернизация производственной базы строительной отрасли с целью обеспечения возможности строительства жилья в соответствии утвержденными характеристиками «стандартного жилья». Ключевым фактором повышения спроса на панельное домостроение может стать модернизация производства. В документе приведены основные условия, которые могут стать инструментами по увеличению масштабов проведения модернизации панельного и блочного домостроения.

5. Развитие и стандартизация индивидуального жилищного строительства. Ежегодные объемы строительства индивидуального жилья вырастут с текущих 30—32 млн кв. м (25 млн кв. м без учета вводов по т.н. дачной амнистии) до 40—50 млн. кв. м.

6. Формирование арендного фонда коммерческого, корпоративного и социального использования.

7. Повышение эффективности использования земельных ресурсов, вовлечение в жилищное строительство неэффективно используемых земельных участков в федеральной и муниципальной собственности.

Ключевыми принципами развития строительной отрасли до 2030 года должны стать:

Компетенции. Развитие отрасли должно вести к росту компетенций в самой строительной отрасли и в смежных отраслях экономики.

Кастомизация. Совершенствование нормативно-правового и нормативно-технического регулирования, а также принятие новых мер должно происходить с учетом территориальной специфики и высокой степени диверсификации социально-экономического развития субъектов РФ, сохраняя при этом единство базовых принципов.

Завершенность. Согласно Стратегии, регулирование и практика должны выстраиваться таким образом, чтобы минимизировать незавершенное строительство.

Цифровизация. Переход на технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.

Технологическое соединение административных, управленческих и строительных процессов. Переход на «бесшовное» регулирование всех градостроительных процессов, критерием которых является их связанность и алгоритмизация, позволяющие переводить все без исключения административные процедуры и технологические процессы в электронный вид.

Типизация. Масштабное использование типовых проектных решений преимущественно на базе технологий информационного моделирования.

Достоверная статистика. Принятие решений на основе достоверных, собираемых преимущественно в автоматическом режиме, основных параметров рынка, позволяющие строить предиктивные модели на базе технологий информационного моделирования.

Реализация на практике принципа «Можешь не регулировать — не регулируй». Консервативный подход к скорости изменений путем нормативно-правового регулирования с учетом длительности инвестиционных процессов, существенного временного периода, как правило, требующегося для формирования правоприменительной практики, и значительных дополнительных прямых и косвенных затрат участников градостроительного процесса, в том числе на перестройку бизнес-процессов, сопровождающих эти изменения.

Реализация на практике принципа «Сначала — профессионализм, затем — регулирование». На существенную замену инструментов регулирования градостроительных отношений в конкретной сфере не следует идти без принятия мер по повышению уровня профессионализма специалистов в данной сфере.

В рамках раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы» предполагается, что доля проектов (особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства), по которым будет осуществляться комплексное экспертное сопровождение от нулевой стадии до завершения строительства, вырастет от 10% в 2020 году до 70% к 2030.

Напомним, что экспертное сопровождение проектов строительства — это законодательная новелла, введенная 151-ФЗ. Оценка соответствия внесенных в проектную документацию изменений может проводиться в форме экспертного сопровождения. Перед вводом объекта в эксплуатацию экспертная организация, осуществляющая экспертное сопровождение, будет выдавать застройщику итоговое заключение с учетов всех внесенных изменений.

В Стратегии сделан прогноз объемов строительных работ в разрезе основных сегментов строительства (базовый сценарий), млрд. руб. в текущих ценах (см. таблицу).


Основные цифры, заложенные в Стратегию, таковы. В 2022 году ипотечные ставки снизятся до 8,4%, в 2024 году — до 7,9%, в 2030 году — до 6,9%. При этом количество предоставленных ипотечных кредитов, которых в 2018 году было выдано 1,47 млн штук, в 2022 году должно составить 1,77 млн, в 2024 году — 2,26 млн, а в 2030 году — более 2 млн.

Как уже отмечалось, проект документа также предполагает увеличение объема жилищного строительства не менее 120 млн кв. м в год, начиная с 2024 года. В 2022 году планируется ввести 104 млн кв. м (в 2018 году было сдано 75,7 млн). Объем многоквартирного жилья в стадии строительства при этом должен увеличиться со 127,5 млн кв. м в 2018 году до 151 млн в 2022-м и до 168 млн — начиная с 2024 года.

Предполагается рост числа заключаемых договоров участия в долевом строительстве. Если в 2018 году их было 660 тыс., то в 2022 году должно быть 699 тыс., в 2024 году — 1,014 млн, а в 2030 году — более 1 млн.

Кроме того, должен увеличиться уровень обеспеченности населения жильем: по итогам прошлого года на одного человека в стране приходилось 25,8 кв. м, в 2022 году должно быть 26 «квадратов», в 2024 году — 28—30, а в 2030 году показатель должен превысить 30 кв. м на человека.

При этом, согласно тексту документа, доля городов с благоприятной городской средой в 2022 году должна составить 45%, в 2024 году достичь 60%, а в 2030 году увеличиться до 80%.

«Сегодня развитие сферы ЖКХ стоит в отрыве от строительной отрасли, — отмечал в июле глава Минстроя Владимир Якушев — По большому счету, интереснее было бы написать один документ», — резюмировал министр.

«Я вам официально могу заявить, что стратегия развития строительной отрасли будет объединена со стратегией развития ЖКХ» - отметил замминистра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров. — Оба документа будут приняты, и мы их потом объединим вместе», — пояснил замминистра.

Президент НО ТЦА – Анна Лупашко отмечала, что внести Стратегию в Правительство РФ планирует к октябрю 2019 года и Стратегия развития строительной отрасли будет объединена со стратегией развития ЖКХ, а последняя будет основана на вопросах технического состояния сферы ЖКХ, технического регулирования, управления жильем, развития инвестиционного потенциала, городской среде и подготовке кадров. Таким образом, текст Стратегии развития строительной отрасли еще будет дорабатываться и адаптироваться, с учетом объединения двух стратегий в одном документе.

ПРОЕКТ Стратегия развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года версия 05-08-2019.pdf