Национальное объединение
технологических и ценовых аудиторов

Пресс центр


5 октября 2020

Участие представителей НО ТЦА в VI-й Инфраструктурном Конгрессе

28 сентября-1 октября 2020 в г. Москве на площадке Центра цифрового лидерства прошел VI -й инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП», организаторами являются Фонд Росконгресс при поддержке ВЭБ.РФ, Деловой России, ТПП РФ, а также АНО «Национальный Центр ГЧП, по приглашению которого приняли участие НО ТЦА и его члены.

Российская неделя ГЧП –мероприятие в сфере развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства. В этом году конгресс собрал делегатов из 63 субъектов РФ, среди участников – представители федеральных и региональных органов власти, топ-менеджеры финансирующих и коммерческих организаций, ведущие строители и эксперты отрасли. В рабочем семинаре G20 по вопросам инфраструктуры, который состоялся в третий день мероприятия, приняли участие представители из 23 стран.

Председатель Правительства Дмитрий Медведев в приветственном обращении к участникам отметил значимость проводимого мероприятия. Он добавил, что государственно-частное партнерство помогает в развитии инфраструктуры, поэтому важно, чтобы инвестор видел в лице государства надежного долгосрочного партнера.

Участники пленарной сессии оценили значение совместного финансирования инфраструктурных проектов – от дорожных до социальных, определили степень влияния пандемии на бизнес-процессы в регионах, и анонсировали законодательные изменения, которые поддержат инструменты концессии. Корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты" проанализировали заявления федеральных и региональных властей, и выяснили, как недостаток государственных средств открывает новые проектные возможности, и в каких новых сферах в ближайшие годы бизнес сможет выступить партнером государства. Павел Селезнев, отметил, что законодательство меняется вместе с появлением новых форм и отраслей сотрудничества, "поэтому, с одной стороны, мы идем по пути расширения возможностей инструмента, с другой - по пути уточнения функционала". Обновлением профильного закона занимается Минэкономразвития, и уже на этой неделе ведомство планирует внести в кабмин законопроект о концессиях, сказал на форуме замминистра экономического развития РФ Илья Торосов. Документ позволит за 5 лет запустить проекты ГЧП на сумму более 1 трлн рублей, уверен он. "Какие узкие места мы расширили? Уточнили форму финансирования участия публичной стороны, в том числе теперь предусмотрена возможность полностью возмещать расходы инвестора на создание и эксплуатацию объектов со стороны государства, донастроили конкурсные процедуры, сняли вопросы по стимулированию предпроектной подготовки в рамках частной инициативы", - рассказал он.

ГЧП является приоритетом на уровне правительства - сообщил и вице-премьер Марат Хуснуллин в рамках своего выступления на пленарной сессии конгресса, добавив, что на каждый вложенный бюджетный рубль необходимо привлекать как можно больше внебюджетных средств. «Тогда от этого выиграют все, в первую очередь выиграют жители, выиграет экономика, выиграют все участники процесса», подитожил вице-премьер. При этом работать по модели партнерства всегда сложнее, заметил на пленарной сессии председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. «Но мы в ВЭБе верим, что большой успех возможен только в партнёрстве. Мы изменили свою бизнес- модель и не конкурируем по ставке с коммерческими банками. Вместо этого мы формируем с ними партнёрства — запустили «Фабрику проектного финансирования, организуем синдицированное кредитование», сказал Шувалов.

Первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов: "У нас к Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры есть лист ожидания на 924 млрд рублей, где очень много региональных проектов, которые могли бы быть реализованы с применением концессий, СЗПК (соглашений о защите и поощрении капиталовложений), ГЧП (государственно-частного партнерства). Но во всех этих проектах мы упираемся в одно – недостаток объемов средств у регионов по предоставляемому капитальному гранту". Но без капитального гранта проекты практически невозможно реализовать, к примеру, в автодорожной отрасли. Те проекты, которые сейчас есть в листе ожидания, требуют 40-60% бюджетного финансирования.

Помимо этого, в рамках государственно-частного партнерства необходимо развивать сферу жилищно-коммунального хозяйства, добавил вице-премьер - Марат Хуснуллин, особенно это касается восстановления водоканалов и очистных сооружений. Частные инвестиции нужно привлекать и для цифровизации системы управления строительством. Так, по оценке властей, переход на цифровую систему управления и внедрение технологий информационного моделирования в строительстве позволит снизить себестоимость некоторые проектов на 20%. Замминистра науки и высшего образования России Наталья Бочарова рассказала, что использование механизма ГЧП поможет не только создать общежития для вузов в рамках нацпроекта "Образование", но и всю сопутствующую инфраструктуру для студентов, включая спортивные залы, пространства для работы и учебы, химчистки и прачечные. По ее словам, совсем скоро к строительству современных университетских кампусов с привлечением частных инвестиций могут приступить в Санкт-Петербурге и Перми, также в планах подобные проекты в Новосибирске и в Томск.

Выбор между традиционным государственным контрактом и концессией для создания транспортных инфраструктурных объектов стала одной из основных тем второго дня Российской недели ГЧП:«Проблема нашей страны, что не существует сегрегации проектов, борются два противоположных лагеря: одни говорят «концессия, невозможна госзакупка», другие – «концессия невозможна, госзакупка». В других странах этой проблемы нет вообще. Там водораздел проходит не по линии «господряд – инвестиционный проект», а проходит по линии «типы проектов». В связи с этим у нас регуляторы не видят разницы между механизмами. Ведь концессия – это разновидность проектного финансирования, там свои правила, она не похоже на госконтракт», - отметил председатель совета InfraOne Альберт Еганян.

Применение механизмов ГЧП при создании автомобильных дорог имеет большую практику, то в строительстве железнодорожных объектов и интеграции их в общую транспортную инфраструктуру городов чаще всего используются средства ОАО «РЖД» или госбюджетов - отметил генеральный директор РЖД-Инвест Иван Григорович, вокруг ТПУ много проблем и противоречий: это и ограничения на создание подобных объектов, сложность в окупаемости, экологические ограничения. «При этом в чистом виде ни один из форматов соглашений не позволяет построить вокзал или пересадочный узел с приемлемым риском и доходностью для инвесторов и получить необходимую инфраструктуру», - добавил он. Что касается создания ж/д инфраструктуры необщего пользования, например, к ОЭЗ и промпаркам, то, по мнению Григоровича, хорошим механизмов является уже отработанный механизм концессионных соглашений с региональными администрациями.

На стратегической сессии «Качественная инфраструктура: как обеспечить баланс между доходностью для инвестора, доступностью для населения и воздействием на окружающую среду» выступили ведущие эксперты в области ГЧП-проектов, члены НО ТЦА:

Сергей Гаврилов – руководитель проектов компании АИКОМ, отметил – «Мир меняется и он не будет прежним», ряд европейский стран откажутся от двигателей внутреннего сгорания, следовательно, необходимо задуматься в настоящее время о создании новой инфраструктуры, остановился о совместном проекте с ВЭБ.РФ системы сертификации.

Владимир Иванов – управляющий партнер ГК «СПЕКТРУМ» отметил, что мировые IT-компании продвинулись в области цифровизации строительства, процесс проектирования должен превратиться в проектное моделирование инвестиционных проектов. БИМ-моделирование при проектировании ориентировано на повышение прозрачности стройки.

«Спасибо стране, которая перешла на оптоволокно!»- сказал Владимир, что позволило внедрять цифровые технологии.

В работе конференции приняли участие президент НО ТЦА – Анна Лупашко, исполнительный директор Елена Миловидова, которая отметила актуальные тренды развития инфраструктурного рынка: повышение качества проектов, развитие цифровых и платформенных решений, развитие новых механизмов проектного финансирования, особенно в условиях пандемии.